Моё педагогическое кредо

ЕСЛИ ПЕДАГОГ ИМЕЕТ ТОЛЬКО ЛЮБОВЬ К ДЕЛУ,ОН БУДЕТ ХОРОШИМ ПЕДАГОГОМ. ЕСЛИ ПЕДАГОГ ИМЕЕТ ТОЛЬКО ЛЮБОВЬ К ДЕТЯМ, КАК ОТЕЦ, МАТЬ ОН БУДЕТ ЛУЧШЕ ТОГО ПЕДАГОГА, КОТОРЫЙ ПРОЧЕЛ ВСЕ КНИГИ. ЕСЛИ ПЕДАГОГ СОЕДИНЯЕТ В СЕБЕ ЛЮБОВЬ К ДЕЛУ И К ДЕТЯМ, ОН СОВЕРШЕННЫЙ ПЕДАГОГ.

Л.Н. ТОЛСТОЙ.

Для Вас, родители!

Играем дома!
                     Тема: «Мебель»

Родителям рекомендуется:

1. Попросите ребёнка вспомнить и назвать мебель, которую он знает; части мебели; из каких материалов изготавливается мебель; какая по назначению бывает мебель.

2.«Сосчитай до пяти»:
        Один письменный стол, два…, пять…
        Одно глубокое кресло, два…, пять…
        Одна дубовая кровать, две…, пять…
        Один платяной шкаф, два…, пять…
        Одна книжная полка, две…, пять…

3.«Назови ласково»:
стол – …(столик);     кровать – …;
стул – …;                     сервант – …;
шкаф – …;                    тумба – …;
буфет – …;                  комод – …;
табурет – …;      диван – …;           

4.«Раздели на слоги»
шкаф (1 слог)      тум – ба    сер – вант            
ди – ван – чик 
та – бу – рет         стол (1 слог)        сек – ре – тер       
бу – фет

5.«Исправь предложения»:
    У стола есть дверцы.
    У стула пять ножек.
    У табурета есть спинка.

6. «Четвёртый лишний»:
Кресло, стол, табурет, стул.
Сервант, буфет, шкаф, кровать.


Как надо вести себя с ребенком, который начал заикаться.

Рекомендации родителям, как надо вести себя с ребенком, который начал заикаться.

-Взять себя в руки и не паниковать.
-Попытаться разобраться в причинах дефекта.
-Ликвидировать их.
-Создать дома спокойную обстановку.
-Не ссориться при нём и не конфликтовать.
-Найти правильную тактику воспитания.
-Не расходиться в методах воспитания с другими родственниками.
-Повременить с оформлением в детский сад.
-Исключить шумные игры и шумные детские (взрослые) компании.
-Ограничить просмотр телепередач, особенно вечером.
-Уменьшить интеллектуальную нагрузку и физическую (занятия спортом).
-Если у ребёнка много игрушек, оставить только любимые, остальные убрать.
-Выработать у ребёнка уверенность в себе (хвалить, убеждать:«У тебя всё обязательно получится, молодец!)
-Как можно реже ходить в гости.
-Не приглашать часто к себе гостей.
-Любыми способами отвлекать его от речевого дефекта и не фиксировать внимание на нем.
-Не заставлять правильно повторять «невыговаривающиеся» слова. Не передразнивайте его.
-Не надо акцентировать внимание на дефекте и в присутствии ребёнка жалеть его.
-Свести к минимуму с ним беседы. На некоторое время перейти на общение с помощью жестов и рисунков, а также на шёпотную речь и пение.
-Постарайтесь удержать от речи ребенка, когда он плачет, особенно рыдает. Всхлипывание приводит к повторению слогов и слов, а после плача малыш ещё долго напряжённо, судорожно вдыхает, поэтому необходимо сначала успокоить, отвлечь, чем-то заинтересовать.
-Избегайте ситуаций, которые расстраивают.
-Не готовьте малыша к предстоящим событиям. Даже ожидание приятного создает напряжение. Т. е. оберегать от бурных эмоций, даже положительных (празднование дня рождения, посещение театра и т.д.).
-Стараться делать всё по режиму, чтобы один день жизни ребёнка мало чем отличался от другого: в одно и тоже время он должен спать, есть, играть и т.д..
-Перед сном желательно читать тихим убаюкивающим голосом хорошо знакомые и любимые сказки. Если ребёнок категорически отказывается спать днём, то ни в коем случае не надо его заставлять. Можно почитать ему книжку, послушать спокойную музыку.
-Не надо ругать ребёнка, если он чего-то боится, например, темноты, собаки, бабы Яги. Помогите избавиться от страхов. Можно «превратить» это в сказку. Надо дать понять, что мама рядом и сможет защитить.
-Никогда не надо подгонять. Если родители спешат, то они должны накормить и одеть малыша сами.
-Старайтесь не предъявлять слишком высокие требования к ребёнку. Будьте терпеливы.
-Не заставлять малыша читать стихи при посторонних, если он этого не любит.
-Если в семье появился младший ребёнок и старший ревнует, постарайтесь относиться и к старшему, как к маленькому: баюкайте его, кормите с ложки и т. д.
-Привлекайте детей к спокойным домашним делам. Приучите к настольным играм.
-Успокаивают нервную систему игры с песком и водой.
-Полезно петь и танцевать под музыку.
-Давать как можно больше ребёнку душевного тепла и ласки.
-Повышать общую сопротивляемость его организма для профилактики различных заболеваний.
-Следите за своей речью, она должна стать образцом (речь плавная, тихая, спокойная, медленная с правильным произношением звуков) для вашего малыша.
1.Режим молчания (3-5 дней).
2.Использование шёпотной речи(«Игрушка заболела»).(Неск. дней)
3.Распевать гласные звуки  а…, о…, у…, ы…,и…; а-о-у-ы-и. Постепенно включать сонорные и носовые согласные (р, м, н).Общение в семье «переходит в режим пения».
4.Переход к привычной речи должен быть постепенным. Речь родителей должна быть спокойной, чёткой, благозвучной, хорошо интонированной, лаконичной (краткой). Использовать сопряжённую речь (ребёнок говорит вместе со взрослыми: «Мы сегодня лепили снежную бабу!»); или отражённую (ребёнок повторяет за мамой: «Какой вкусный обед!»); либо вопросно-ответную речь (ответ должен повторять вопрос: «Ты будешь играть?» - «Я буду играть»).
5.Речь с дирижированием на каждый гласный звук для улучшения речевого самоконтроля и замедления темпа. (Игра в волшебника, который говорит медленно, выразительно, красивым сказочным загадочным голосом./ Согласование речи с движением. Т.е.чтение стихов по слогам синхронно с движением рук, ног, пальцев рук, на шаг, с хлопками и т.д.
Например, читает и каждый слог отхлопывает ладошками:
У-РО-НИ-ЛИ-МИ-ШКУ-НА-ПОЛ
О-ТОР-ВА-ЛИ-МИ-ШКЕ-ЛА-ПУ
Или шагает на месте, на каждом шаге произнося один слог:
НЕТ, -НА-ПРА-СНО-МЫ-РЕ-ШИ-ЛИ
ПРО-КА-ТИТЬ-КО-ТА-В-МА-ШИ-НЕ…
Или дирижируя:
И-ДЁТ-БЫ-ЧОК,-КА-ЧА-ЕТ-СЯ,
ВЗДЫ-ХА-ЕТ-НА-ХО-ДУ…



Как стимулировать речевое развитие ребенка

Если ребенок в 2—2,5 года совсем не говорит или говорит мало слов — это вызывает тревогу у родителей, и они обращаются к врачу. Однако известно, что речевое развитие ребенка может идти скачкообразно:         сначала накапливается пассивный словарь, хотя в активной речи еще большое место занимает лепет, произнесение отдельных звукосочетаний. Затем происходит резкий скачок (обычно после полутора лет), и очень быстро растет запас активно употребляемых слов.
Особенно интенсивно становление речевой активности происходит в раннем возрасте, то есть после года. Именно в этот период ребенка нужно приучать самостоятельно пользоваться словами, стимулировать его речевую активность и познавательную потребность. Основное внимание уделяется воспитанию у малышей умения слушать и понимать речь окружающих, подражать речи взрослых. Если ваш ребенок почти не играет в игрушки, редко проявляет интерес к детским песенкам и почти не рассматривает книжки с яркими картинками, то приемы, стимулирующие развитие его речи, окажут вам полноценную помощь.
1.             Разговор с самим собой.Когда малыш находится недалеко от вас, начните говорить вслух о том, что видите, слышите, думаете, чувствуете. Говорить нужно медленно и отчетливо, короткими простыми предложениями, доступными восприятию малыша. Например: «Где чашка? Я вижу чашку. В чашке молоко. Таня пьет молоко».
2.             Параллельный разговор.Вы описываете все действия ребенка: что он видит, слышит, чувствует, трогает. Используя этот прием, вы как бы подсказываете малышу слова, выражающие его опыт.
3.             Провокация,или искусственное понимание ребенка. Этот прием состоит в том, что взрослый не спешит проявить свою понятливость и временно становится «глухим» и «глупым». Например, если малыш, показывая на полку с игрушками, просительно смотрит на вас, дайте ему не ту игрушку, какую он хочет. Конечно же он будет возмущен, но охотно активизирует свои речевые возможности, чувствуя себя намного сообразительнее взрослого.
4.             Распространение.Продолжайте и дополняйте все высказанное малышом, но не принуждайте его к повторению — вполне достаточно того, что он вас слышит. Например, он говорит: «Суп», — вы же продолжаете: «Овощной суп очень вкусный»,
«Суп едят ложкой». Этим приемом вы постепенно подводите ребенка к тому, что­бы он овладевал более сложными языковыми формами, учился заканчивать свою мысль.
5.             Приговоры.Использование игровых песенок, потешек, приговоров в совместной деятельности с малышами доставляет им огромную радость, способствует непро­извольному обучению, умению вслушиваться в звуки речи, улавливать ее ритм и постепенно проникать в ее смысл.
6.             Выбор.Предоставляйте ребенку возможность выбора. Уже к двум годам он вполне может самостоятельно делать выбор, если это право ему предоставляется взрослыми: «Ты хочешь играть с куклой или медвежонком?», «Тебе целое яблоко или половинку? »
7.             Продуктивные виды деятельности.Для многих своих мыслей и предложений ребенок не находит подходящих слов и выражает их другими способами — через ри­сование, лепку, аппликацию, конструирование. В этих видах деятельности развиваются не только лингвистические способности ребенка, но и сенсорные, имеющие особое значение в формировании мыслительной деятельности. Мысль человека становится более определенной, понятной, если она записывается. Ребенок же фиксирует свои мысли с помощью зарисовки. Известный психолог Л. С. Выготский называл детское рисование «графической речью», и ваша задача — облечь мысль ребенка в слово. Старайтесь любой рисунок малыша превратить в интересный рассказ, а рассказ — в рисунок, который можно неоднократно «прочитывать» и дополнять. Когда рассказов и рисунков наберется достаточное количество, можно сшить их в книжку и «читать» своим друзьям. Ребенок, понимающий, что он говорит, соединяющий с произносимым словом отчетливое представление, надежно овладевает родным языком.
8.             Музыкальные игры.Значение музыкальных игр в речевом развитии ребенка труд­но переоценить. Малыши с удовольствием двигаются под музыку, подпевают, играют на шумовых музыкальных инструментах. Поощряйте их в этом. Сначала ребенок про­говаривает только окончания или последние слова песенных строк. Не переживай­те — вскоре он начнет пропевать небольшие песенки целиком, искажая, возможно, некоторые слова. Пойте и вы с ним, но, в отличие от него, пойте ее правильно.
9.             Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук.Случайно ли это? В электрофизиологических ис­следованиях было обнаружено, что, когда ребенок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных (двигатель­ная речевая зона) и височных (сенсорная) отделов мозга, то есть речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Для опреде­ления уровня развития речи детей первых лет жизни разработан следующий метод: ребенка просят показать один пальчик, два пальчика, три. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, — говорящие дети... До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развития речи и, следовательно, мышления добиться не удастся. Тренировать пальцы рук можно уже с 6-месячного возраста. Простейший метод — массаж: поглаживание пальцев рук в направлении от кончиков пальцев к за­пястью. Можно использовать и простейшие упражнения: брать каждый пальчик ребенка по отдельности, сгибать и разгибать его. Делать так надо 2—3 минуты ежедневно. Приемы могут быть самыми разнообразными, важно, чтобы вовлекалось в движение больше пальцев и чтобы эти движения были достаточно энергичными.
Чтобы развить ручную умелость, а следовательно, и речевую активность ребенка, можно:         
               запускать пальцами мелкие волчки;
               разминать пальцами пластилин, глину, мять руками поролоновые шарики, губку;
               рвать на мелкие куски бумагу;
               сжимать и разжимать кулачки, при этом можно играть, как будто кулачок — бутончик цветка;
               делать сжатый кулачок мягким (его можно легко разжать) и крепким;
               «ходить» по столу указательным и средним пальцами правой и левой руки (по очереди)         сначала медленно, потом быстро;
               показать отдельно только один большой палец;
               махать в воздухе только пальцами;
               кистями рук делать «фонарики»;
               хлопать в ладоши тихо и громко, в разном темпе;
               собирать все пальцы в щепотку (пальчики собрались вместе — разбежались);
               нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку;
               наматывать тонкую проволоку в цветной обмотке на катушку, на палец (колечко или спираль);
               закручивать шурупы, гайки;
               играть с конструктором, мозаикой, кубиками;
               складывать матрешек, играть с вкладышами;
               рисовать рукой и пальцами в воздухе;
               играть с песком, водой;
               рисовать мелом, мелками, гуашью, углем.

     Логопедический самомассаж лица.


Часто у детей недоразвита мимическая мускулатура. Им необходим массаж и самомассаж. Особенно в нём нуждаются дети с дизартрическим компонентом речи, ринолалией, заиканием, афазией, алалией.
Цель: Активизация мышц лица ребёнка.
Применяя самомассаж в комплексной коррекционной работе, значительно повышается эффективность работы по преодолению речевых нарушений у детей. Также самомассаж может использоваться для профилактики дизартрическх расстройств у детей раннего дошкольного возраста. 
Массаж – это метод лечения и профилактики с помощью механического воздействия на различные участки тела человека. Самомассаж лица – это массаж, проводимый самим ребёнком с помощью рук, он позволяет изменить состояние мышц и нормализовать их тонус.
Ребята отрабатывают движения несколько раз сначала перед зеркалом, а затем без зрительного контроля. Самомассаж лица выполняется сидя, приняв удобную, спокойную позу. Болевые ощущения во время самомассажа не допускаются. Кожный покров лица, ротовая полость, губы должны быть не травмированы.
Ручки разминаем, растираем, согреваем (сжимаем, разжимаем кулачки, потирание ладоней, хлопки).
И лицо ладошками нежно умываем (круговые движения в разные стороны вокруг глазниц руками по лицу).
Грабельки сгребают, все плохие мысли (граблеобразные движения пальцами от середины лба к вискам).
Ушки вниз подёргаем быстро, быстро, быстро (оттягивание ушных вниз).
Побежим от носа пальцами мы к ушкам (стучащими движениями перебегают от носа к ушам по массажным линиям)
Их вперёд сгибаем, мягко растираем (сгибание ушных раковин и их растирание)
Гладим щёчки по дорожкам: вверх, вверх, вверх (гладят пальцами от носа, от уголков губ, от середины подбородка по массажным линиям вверх к вискам)
Вверх натягиваем бровки: вверх, вверх, вверх (пальцами натягиваем кожу лба от середины бровей к волосам вверх 3 раза)
А теперь погладим губки: раз, два, три (гладят губы от середины к сторонам)
А ещё помнём мы губки по-смо-три! (растирают губы от середины к сторонам)
Поцелуем мы друг друга: чмок, чмок, чмок (вытягивание обеих губ вперёд, поцелуй).
Губки тянем влево-вправо (выполнять соответственно словам).
Хорошо! Ещё разок! (выполнять соответственно словам).
Губки бегают по кругу: раз, два, три! (круговые движения губами влево).
И в другую сторону: по-смо-три! (круговые движения губами вправо).
Губки мы погладим, пальцами скользя (гладят пальцами от середины губ до уголков рта).
Ведь они устали, им отдохнуть пора.
По дорожкам к носику мы пройдём (спиралевидные движения средних пальцев рук от крыльев носа к уголкам рта по носогубным складкам).
И от носа к ушкам мы дойдём (поглаживающее движение от крыльев носа к ушам).
Подбородок мы пощиплем, по дорожкам пробежим (пощипывание нижней челюсти от подбородка к ушам).
А теперь погладим шейку и тихонько посидим (Медленно гладят шею сверху - вниз)

                             Консультация для родителей
«Весело играем – свою речь развиваем…»



Известно, что дефекты произношения малыша обычно не беспокоят родителей. Их даже умиляют отдельные «лепетные» слова, они сами повторяют смешные детские словечки.
Время идет, речь постепенно исправляется.
Но всегда ли? К сожалению, нет.
Для того чтобы предотвратить эти трудности, необходимо развивать речь ребенка в дошкольном возрасте.
Что больше всего любит делать ваш малыш?
Конечно же, играть. Существует множество игр, которые непосредственно влияют на развитие речи ребенка. Вот некоторые из них…

Игры с пальчиками

Такие игры известны с давних времен.
 В любой русской семье мама или няня сажала малыша на колени, брала его ручку в свою и, загибая пальчики, приговаривала:
Сорока-белобока дрова собирала,
Печку топила, кашу варила,
Деток кормила.
Этому дала, этому дала, этому дала...
А этому не дала:
Он дрова не колол,
Печку не топил,
Кашу не варил...
Народ сочинил множество подобных коротких приговорок, многие из которых и сейчас используются в работе с младшими дошкольниками. Существует немало сборников текстов для пальчиковых игр.

Лепка

Почти любая ручная работа в итоге приводит к тренировке мускулатуры и координации движений рук, а значит, косвенно готовит ребенка к письму.
Мы много раз убеждались: как бы взрослые ни старались объяснить или даже показать малышу, как правильно вылепить из глины или пластилина какую-нибудь фигурку, без их помощи он почти никогда не справляется с заданием. Лучшее, что он создает, это шарик или колбаска.
Но и данная работа совсем не бесполезна. На глиняный шарик можно надавить пальчиком, который потом будет участвовать в письме, а колбаску сделать тоненькой, раскатывая сразу двумя важными для письма пальцами.
Так что лепка — дело весьма полезное. А чтобы она имела еще и «хозяйственный» эффект, можно предложить детям лепить посуду.
Кто знает, может быть, рука древнего человека развивалась именно благодаря необходимости лепить глиняные сосуды — амфоры, чаши, вазы, плошки, кувшины. (Заметьте, сколько новых слов появляется в лексиконе малыша!)
Глиняный шарик надо разминать пальцами, продавливать в нем ямку, делать тонкими «стенки», чтобы получилась настоящая чашка или кастрюлька.
Вся эта замечательная работа косвенным образом служит самому главному, к чему без карандаша и бумаги готовится рука ребенка, — умению писать.
Штриховки
Также для развития мелкой моторики можно использовать различные штриховки как предметных, так и сюжетных картинок. Очень действенным будет метод обведения картинок по контуру, дорисовывание предметов.
Рисунки на песке
Рисунки на песке являются наиболее интересным занятием для детей. Они могут рисовать на песке любые сюжеты, чертить геометрические фигуры, писать буквы и цифры.
Итак, дорогие мамы и папы, дедушки и бабушки, играйте с вашим ребенком в такие  игры и развивайте его речь!



Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе?

- создать в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития детей;
- проводить целенаправленную и систематическую работу по речевому развитию детей и необходимую коррекцию недостатков в развитии речи;
- не ругать ребенка за неправильную речь;
- ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
- не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;
- осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.
Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, родителям необходимо как можно активнее способствовать накоплению словарного запаса детей.
Однако часто родители не уделяют должного внимания борьбе с тем или иным речевым нарушением. Это связано с двумя причинами:
1) родители не слышат недостатков речи своих детей;
2) не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом эти недостатки исправятся сами собой.
Но время, благоприятное для коррекционной работы, теряется, ребенок из детского сада уходит в школу, и недостатки речи начинают приносить ему немало огорчений. Сверстники высмеивают его, взрослые постоянно делают замечания, а в тетрадях появляются ошибки. Ребенок начинает стесняться, отказываться участвовать в праздниках. Он неуверенно чувствует себя, отвечая на уроках, переживает из-за неудовлетворительных оценок по русскому языку.
В такой ситуации критические замечания и требования говорить правильно не дают нужного результата. Ребенку необходимо умело и вовремя помочь. При этом очевидно, что помощь именно родителей в коррекционной работе обязательна и чрезвычайно ценна.
Во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка, а во-вторых, у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе повседневного непосредственного общения.
Таким образом, благодаря совместной работе учителя-логопеда, педагога- психолога, родителей удаётся своевременно и качественно помочь учащимся преодолеть речевые нарушения, более успешно овладеть программным материалом по русскому языку и чтению, сформировать положительную мотивацию к учебной деятельности, сформировать у учащихся с речевой патологией уверенность в своих возможностях.














Комментариев нет:

Отправить комментарий